ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
1. Изучение простых приемов. Для изучения простых технических действий не требуется специальной предварительной подготовки и расчленения их на отдельные элементы. После первого показа занимающийся легко выполнит прием на несопротивляющемся партнере. Однако для того, чтобы занимающийся мог применить простой прием в соревновательной схватке, недостаточно только одного показа и выполнения приема на несопротивляющемся партнере. Необходимо, чтобы прием усваивался последовательно, а занимающиеся имели определенный уровень подготовки.
2. Изучение сложных приемов. Для освоения сложных приемов нужна специальная физическая подготовка и определенная последовательность изучения .
3. Последовательность изучения тактико-технических действий. Изучение приемов. Последовательность изучения приемов каратэ может быть различной.
В настоящее время приняты два основных способа последовательности изучения приемов:
концентрический и линейный. При концентрическом изучении сначала изучают все первые приемы из каждой группы, затем все вторые приемы из каждой группы и т. д. Например, в первом цикле изучают первые приемы из каждой группы, во втором - вторые приемы из этих же групп и т. д.
При линейном построении изучения занимающиеся осваива-ют сначала все приемы из одной группы, затем все приемы из второй группы и т. д.
Концентрическое изучение приемов проводится на занятиях секций, а линейное-на сборах, семинарах тренеров и в специальных физкультурных учебных заведениях.
Изучение защит.
Защиты затрудняют условия для выполнения приема. Поэтому их изучают после того, как достаточно хорошо усвоен соответствующий прием.Изучение приема в сложных условиях поединка (показано в соответствующих разделах методики обучения)
На занятиях в секции обычно не рекомендуют изучать защиту от приемов в том же уроке, где разучивают прием. С приемами защиты знакомят учеников на следующем уроке или в том уроке, где планируют повторение приема. Сначала изучают простые защиты, а затем более сложные.
К простым защитам относятся защиты, связанные с силовым противодействием усилиям атакующего; к сложным - защиты, которые связаны с различными перемещениями (нырки, зашагивания, уходы, забегания и др.). По возможности следует изучать такие защиты, после которых можно переходить к активным действиям, а также стандартные, применяемые против раз-личных атак.
Изучение контрприемов.
К разучиванию контрприемов приступают после того, как ученики овладеют в. схватках защитой от приема, которым атакует противник, и после того, как будет усвоен прием, применяемый в качестве контрприема. Некоторые контрприемы изучаются вместе с защитой. Защита и прием должны быть усвоены бойцом так, чтобы в схватке спортсмен не отвлекался для контроля за выполнением отдельных его элементов, а все внимание сосредоточивал на анализе складывающейся обстановки, предвидении атаки противника и выборе удобного момента для проведения контрприема. Например, контрприем от такого же атаки можно изучать лишь после того, как навык защиты саму контратаку боец станет выполнять автоматически. Следовательно, к разучиванию контр-атак обычно приступают через более продолжительный срок, чем после усвоения соответствующих атак и защиты. При необходимости с контрприемами можно знакомиться и раньше, но тогда их изучение строят так, чтобы атакующий сначала несколько задерживался в положении атаки и этим создавал благоприятные условия для выполнения контрприема.
Тренер должен учитывать, что раннее разучивание защит и контрприемов может помешать занимающимся выполнять и совершенствовать приемы атаки в схватках и в дальнейшем бойцы не будут применять их на соревнованиях.
Изучение комбинаций.
Комбинации приемов изучают после того, как хорошо усвоены приёмы, из которых они состоят, а также когда у партнера укрепится навык защиты от первого приема комбинации и он выполняет ее автоматически. Изучение комбинации раньше, чем у партнера будет выработана стереотипная защитная реакция на атаку, может привести к тому, что эта комбинация не будет получаться в схватке, и в результате атакующий потеряет уверенность в ее эффективности.
Из этого общего правила могут быть исключения.