На стене тренировочного зала на первом этаже здания штаг квартиры Кёкусин кайкан можно видеть свидетельство (мэндзё мс куроку) о прохождении Оямой Масутацу курса самозащиты тростью и зонтиком в додзё мастера Дайто-рю айки дзю-дзюцу Ёсида Котаро. Оно так и называется - "Список приемов самозащиты трс стью и зонтиком по системе Ёсида" ("Ёсида-сики сутэкки парасо-ру госин-дзюцу мокуроку").
Некоторые приемы, из перечисленных в этом свидетельстве, поклонники Кёкусинкай могли видеть на страницах книги Оямы Масутацу "Хидэн Кёкусин каратэ" ("Секреты каратэ Кёкусин"), в англоязычной версии - "This is Karate" ("Это каратэ"). Там же в разделе "Иппон-кумитэ" имеются фотографии Оямы, запечатлевши его во время исполнения бросков и болевых приемов, характерных для школ традиции айки-кэй будо. Это доказывает, что Оям учился у мастера Ёсиды не только приемам боя тростью и зонтиком, но и вообще технике Дайто-рю айки дзю-дзюцу.
В послевоенный период Ёсида Котаро некоторое время прело давал айки дзю-дзюцу школы Дайто-рю в токийском районе Тоёсима. Видимо, именно в это время к нему и пришел Ояма Масутацу.
Сам Ояма Масутацу на страницах "This is Karate" дал весьма впечатляющую характеристику Ёсиды Котаро как величайшего мастера будо:
Ёсида Котаро
"Мне хочется сказать несколько слов о моем учителе Ёсида Котаро, который с помощью специальных методов тренировки овладел невероятной техникой. Несмотря на то, что он является наилучшим учителем боевых искусств в школе Такэда и, вдобавок, величайшим авторитетом в других искусствах, вся его жизнь была тяжелой. Он был непревзойденным мастером в области айкидо, кэн-до (фехтование на мечах), дзюдо и сюрикэн-дзюцу (техника метания лезвий). С другой стороны, это совершенно эксцентричный человек. Он всегда одет в традиционный японский костюм и носит с собой железный веер. Хотя у него есть дом, он предпочитает покидать его и жить своей собственной жизнью. Он говорит: "Мое жизненное призвание состоит в чтении и написании книг и в занятиях боевыми искусствами". Если бы кто-нибудь сказал моему учителю: "Я заплачу Вам любые деньги, какие захотите, если Вы научите меня приемам каратэ", - он, наверняка, не стал бы обучать этого человека. Если ученик не будет
подходить ему как человек, Ёсида ничему не станет его обучать. Сегодня, когда он приближается к своему девяностолетию, хотя у него много последователей, и хотя многие из его учеников сейчас преподают каратэ в других школах, он по-прежнему живет в бедности.
"Список приемов самообороны тростью и зонтиком по системе Ёсиды",
который Ёсида Котаро вручил Масутацу Ояме.
В 1946 г. в токийском районе Кудансита кореец И Гихэй (кор Ин Ыйпъонъ; настоящее имя - Кхвэ Пъонъ) основал зал Камбукан - "Корейский дворец воинского искусства", в котором открыл секцию каратэ. Вскоре после его открытия в зале Камбукан появился и Ояма Масутацу."Я точно помню, что Ояму мне представил господин И осенью 1946 г. Он был одет в двубортное пальто и для того времени выглядел настоящим щеголем. Он представился мне как Сай Моко -"Сай - Яростный тигр", и я подумал, что это его настоящее имя, но однажды, случайно взглянув на его паспорт, лежавший на столе, понял, что это было не настоящее имя. Мне кажется, что господин И рассчитывал, что Ояма-кун также будет преподавать в зале Камбу-кан, но я ни разу не видел, чтобы Ояма проводил там занятия. Сколько я его видел, он всегда занимался сам бил по макиваре или делал еще что-то", - вспоминает Киндзё Хироси. Тем не менее, именно как инструктору Камбукана Ояме Масутацу и был присвоен почетный 4-й дан.
Почетным наставником в зале Камбукан был также кореец Со Нэйтю (кор Чо (Н)йонъчу), который, по-видимому, и обучал Ояму Масутацу каратэ школы Годзю-рю.
Точно неизвестно, как Ояма Масутацу познакомился с Со Нэйтю. По словам Ивагами, это произошло еще в ту пору, когда Ояма учился в университете. Как бы то ни было, в послевоенный период Ояму часто видели вместе с мастером Со.
Похоже, именно Со Нэйтю своими рассказами о "походах" в горы Ямагути Гогэна надоумил Ояму затвориться в горах для занятий каратэ. Сам Ояма в книге "Дайнамику каратэ" ("Динамичное каратэ") упоминает, что, когда он во время затворничества на горе Киесуми был изнурен одиночеством, то отправил Со Нэйтю письмо, в котором сообщал, что собирается спуститься с горы. Тогда Со Нэйтю посоветовал ему сбрить одну бровь, и это очень помогло Ояме выдержать все тяготы затворничества. Сказалось, повидимому, и увлечение Оямы романом Ёсикавы Эйдзи "Миямото Мусаши", написанным по мотивам биографии знаменитого фехтовальщика XVII в., герой которого также уходит в горы, чтобы познать Путь меча.