По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма . Найканчин - это прекрасные ката, включающие красивые и очень практические важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и шотокан и Годзю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кекусин пришли главным образом из источников Южного влияния.
1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.
2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.
Названия ката.
Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддиское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Маc Ояма говорил:"Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ". Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ.
Значение названий ката.
По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката взяты от известных Окинавских воинов, или относятся к истории древнего Китая, они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций, однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.
Kaтa Южного происхождения
Ката Тайкиоку (Taikyoku)
Тайкиоку - Первопричина - Великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T'ai Ch'i.
Ката Пинан (Pinan)
Пинан Хейаню - "Спокойный ум, спокойная безопасность." Продолжение Пинана Хейан ("Мирный ум, мирная безопасность." Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая канку), для того чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца.