История возникновения ката
Ката Кекусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы годзю-рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 г.. Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы шито-рю, тренировались вместе под руководством Окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хиоганна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это член Шорей-рю, группы школ Наха-те, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо. Хигаонна начал изучать Кемпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кемпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кемпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.
Южный Китай, где учился Хигаанно, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя (Ма-ай) была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки Гичин Фунакоши (1868-1958), отец современного ката и инструктор Маc Оямы с 1938 по 1945 г.. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китае его учителем Хигаонна. Теория круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Мас Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Ч'и Ч'уан, Такуа и Хзинт-и.
В отличии от ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но - это типичный пример ката северного влияния.
Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.
В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Киокушин-рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.
Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.
В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть сгруппированы следующим образом:
- Наха-те - самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
- Шури-те - самое сильное северное влияние: Цукино Ката, Канку (Кусянку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо).
Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.