* В сближении с противником после удара ногой и в выведении его из равновесия давлением на руку кроется секрет эффективности данного приема. Выведение из равновесия позволяет полностью контролировать противника и раскрыть его грудную клетку для удара. Если в такой ситуации противник потеряет равновесие и начнет падать вперед, удар локтем можно нанести ему в лицо. Техника удара при этом будет та же, в зависимости от реакции противника меняется лишь поражаемая зона.
ХАППОММЭ
Бункай № 8. Для ката Пинъан соно ён
Суть приема. Противник наносит ударом кулаком в голову с шагом на защищающегося. Защищающийся отводит бьющую руку противника левым сюто и одновременно контратакует ударом сюто гаммэн-ути. Атакующий отшагивает назад, стремясь разорвать дистанцию, а защищающийся преследует его ударом маэ-гэри. Этим ударом он вынуждает противника защищаться блоком гэдан-бараи и, соответственно, раскрыть голову, куда защищающийся наносит удар уракэн-ути.
* Очень важно атаковать ударом маэ-гэри именно в тот момент, когда противник начинает отступление. Бить нужно, только оценив действия противника.
КЮХОММЭ
Бункай № 9. Для ката Пинъан соно го
Суть приема. Противник атакует комбинацией маэ-гэри – дзёдан-цки. Защищающийся блокирует удары нападающего блоками скрещенными руками (дзюдзи-укэ), пропускает, проваливая, противника мимо себя и переходит на болевой прием на локтевой сустав (гяку-дори). Противник пытается уйти от болевого приема, шагом левой ногой вперед. Защищающийся сближается с ним шагом правой ноги и наносит прямой удар кулаком в боковую часть головы.
ДЗИППОММЭ
Бункай № 10. Для ката Пинъан соно го
Суть приема. Противник наносит ударом кулаком в голову с шагом на защищающегося. Защищающийся отклоняет удар в сторону, пропуская его мимо себя, сближается с нападающим вплотную, подхватывает его переднюю ногу, опрокидывает нападающего на землю и наносит ему решающий удар кулаком гэдан-цки.
* Возможен также такой вариант, когда защищающийся немного отступает правой ногой назад, разрывая дистанцию, а затем проводит прием, сближаясь с противником прыжком.
* При выполнении броска очень важно правильно вывести противника из равновесия, чтобы не проводить бросок, силой закручивая противника.
* На фото 4 защищающийся наносит правой рукой удар в пах противнику или атакует правой рукой колено противника изнутри.
Перевод А. Горбылёва по изданию:
Рояма Хацуо, Окадзаки Хирото. Ката-кара манабу каратэдо. Каратэдо дзётацу манюару (Каратэдо, которому можно научиться с помощью ката. Пособие по совершенствованию технического мастерства в каратэдо). Токио, «Китэнся», 2005, с. 78-97.