Считается, что в настоящее время традиция Нахатэ представлена прямой линией его последователей, идущей через мастера Кёда Дзюхацу, школой мастера Мияги Тёдзюн Годзю-рю, в которой различаются окинавское и японское направления, и группой ката Нахатэ в арсенале школы Сито-рю.

Томаритэ

Порт Томари расцвел как порт, через который рюкюсский двор торговал с зарубежьем. В этом месте жило множество иностранцев, в первую очередь – китайцев. Последователи боевых искусств из Томари обучались боевым искусствам у воинов, которые попадались в числе этих иностранцев. И, как считается, здесь сложилась самостоятельная техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и Нахатэ.

Мацумора Косаку (1829-1898), который считается «отцом современного Томаритэ», учился у двух мастеров – Тэруя и Уку. Он посвятил каратэ всю свою жизнь и поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и Наха. Мацумора считался великим мастером прямых ударов кулаком – цуки. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано Накасонэ Сэйю.

Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и Сюритэ, и стиль Томаритэ, широко распространил свой стиль под названием «Мацубаяси-рю» - «Школа Соснового Леса» (иероглиф «Мацу» - «Сосна» - является первым в фамилиях Мацумура и Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим корням школы – А. Г.).

Группа стилей с китайскими корнями

В отличие от трех названных выше стилей, мы выделяем также группу самостоятельных стилей с китайскими корнями, которые наследовали ката, принесенные из Китая. Самым типичным из них можно назвать школу Уэти-рю.

Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбун (1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу, бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства под названием «Пангайнун» под руководством мастера Сю Сива. В этой школе передаются три ката и серия тренировочных упражнений котэ-китаэ – дословно «закалка запястий». Вернувшись в конце концов на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ. В эпоху Сёва (1926-1988) она получила название «Уэти-рю» - «Школа Мастера Уэти», а после окончания Второй мировой войны начала распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава. Школу Камбун наследовали его потомки – сын Канъэй и внук Кансэй.

Кроме Уэти-рю, к этой группе можно отнести также школу Рюэй-рю, которая наследуется из поколения в поколение от отца к сыну.

2. Школы каратэ и разновидности ката

Наш многоуважаемый учитель Накамура Хидэо говорит: «В каратэ школ не существует».

Действительно, изначально в каратэ не существовало школ с типичными для японских боевых искусств названиями – «Такая-то и такая-то рю». Только когда окинавские мастера завезли каратэ с Окинавы в Японию, чтобы закрепить положение своего боевого искусства как одного из видов японского будо, по примеру других японских боевых искусств они стали давать своему искусству имена по японскому образцу – «Такая-то и такая-то рю». Так, поскольку Ассоциация воинской доблести Великой Японии отказывалась регистрировать окинавское боевое искусство просто как каратэдо, Мабуни был вынужден назвать свою школу «Сито-рю», а Мияги свою – «Годзю-рю».

Как бы там ни было, каратэ – это каратэ, однако у каждого ката каратэ и у каждого человека, изучающего это боевое искусство, есть свои особенности. В последние десятилетия появилось много «школ» каратэ, но, с точки зрения технических особенностей, как нам представляется, все эти школы представляют собой всего лишь центры притяжения различных групп занимающихся. Поэтому вопросы типа «какая школа является ортодоксальной?», «какая школа является традиционной?» лишены всякого смысла, ведь если брать слова «ортодоксия» и «традиция» в их строгом значении, то можно сказать, что все каратэ, распространившееся в Японии, куда оно пришло с острова Окинава, не является ни ортодоксальным, ни традиционным. В действительности же важно то, У КОГО, ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ изучал тот или иной человек. Мы считаем, что первым шагом к правильному восприятию каратэ будет осознание того факта, что название школы или федерации – это всего лишь вывеска, и ничего более. Кстати, в прошлом на Окинаве существовало общество, в котором наставники разных школ совместно изучали и исследовали каратэ, обменивались своими знаниями и идеями в области ката и бункай – вариантов применения технических действий ката. Точно так же и сосай Ояма Масутацу изучал и школу Сётокан, и школу Годзю-рю. Рассказывают, что он также изучал на Окинаве школу Кобаяси-рю. Что же касается каратэ Кёкусин, то можно сказать, что это направление каратэ представляет собой ту технику, которую изучал сосай Ояма, с дополнениями и изменениями, внесенными его старшими учениками эпохи Ояма-додзё. Это направление характеризуется учебными и соревновательными поединками с нанесением ударов в контакт, большими, чем в других организациях, физическими нагрузками на тренировках, но ничем более, в сущности, от других направлений каратэ не отличается. Проблема в том, что в последние годы каратэ Кёкусин скатилось до занятий только той техникой, которая может быть реализована в условиях соревнований, проходящих по условным правилам, и из-за этого у многих сложилось превратное представление о том, что представляет собой каратэ Кёкусин.

Очень важно правильно изучать ката и правильно их передавать. Можно сказать, что ката – это учебник и одновременно – ценное культурное достояние. Мы должны постоянно ощущать свою ответственность за то, чтобы правильно изучить ката и правильно передать их нашим ученикам, не позволяя себе по своему произволу вносить в ката изменения и не удовлетворяясь своим несовершенством.