Дайдо-дзюку каратэ (Кудо)

Основателем стиля является многократный чемпион Японии по каратэ Кёкусинкай, обладатель 6-го дана Адэума Такаси (1944 г.р.).

 

Идея создать новый стиль контактного каратэ родилась у него в 70-е годы. По его мнению, тогда начался период упадка японского каратэ по сравнению с зарубежным. Причины упадка — традиционная ритуальность, низкая зрелищность, слишком строгие требования к «чистоте» техники и ряд других требований, оторванных от реальной жизни.

 

В частности, Такаси считал, что человеку свойственно рефлекторно защищаться и атаковать в стрессовой ситуации сначала руками, и лишь затем подключать удары ногами и броски. В 1980 г. Адзума Такаси окончательно модернизировал каратэ Кёкусинкай, превратив его в совершенно новый стиль. Он внедрил методы подготовки и технику, взятые из других видов единоборств. Так, удары руками явно напоминают технику английского бокса, удары локтями заимствованы в муай-тай, удушающие захваты и болевые приемы — в дзюдо. Только удары ногами остались те же, что в Кёкусинкай. Сам поединок происходит в высокой естественной стойке, похожей на стойку боксера.

 

Поначалу развитие этого стиля в Японии шло очень тяжело. Мастера других школ каратэ не признавали стиль Дайдо-дзюку, относя его к боксу. Основная причина неприятия заключалась в полном отказе Такаси от ката. Вместо формальных упражнений адепты Дайдо-дзюку практикуют обычный бой с тенью. Кроме того, все удары руками и ногами они отрабатывают не на макиварах, а на обычных боксерских мешках и лапах.

 

Но сейчас все трудности позади и Дайдо-дзюку очень популярно и в Японии и во всем мире. Первый зарубежный филиал появился в США, второй — в Таиланде, третий — во Владивостоке в 1991 г. Пионером российского Дайдо-дзюку стал ветеран войны в Афганистане Юрий Пирогов, переехавший впоследствии в Санкт-Петербург.

 

Ежегодно мастер Адзума Такаси посещает эти два российских города для проведения аттестаций на присвоение поясов. Система поясов в дайдо-дзюку такова: новички носят белый пояс. Далее по мере успешного продвижения вперед бойцы получают синий пояс, затем желтый, зеленый, коричневый и черный.

 

Экзамены на получение очередного пояса в Дайдо-дзюку сильно отличаются от традиционных школ каратэ. Если в других стилях имеется своего рода обязательная программа: ката, выполнение приемов (кихон) и разбивание твердых предметов (тамэсивари), то в Дайдо-дзюку после небольшой разминки надо провести тур схваток. Например, чтобы получить черный пояс, необходимо провести без отдыха 10 поединков подряд с разными партнерами, независимо от их весовой категории. При этом 5 поединков проходят по системе Кёкусинкай (без защитной экипировки и без ударов руками в голову), а еще 5 схваток предусматривают защитный шлем и полный контакт в голову.

 

Ассоциация каратэ Дайдо-дзюку ежегодно проводит чемпионаты Японии в Сэндае и чемпионаты мира в Токио. В том и другом чемпионате могут принять участие представители любой школы каратэ и даже других видов единоборств. Все поединки проходят в полный контакт руками и ногами по всем частям тела. Разрешены броски, удушения и болевые приемы. В финальных поединках разрешаются даже удары в пах.

 

Экипировка спортсменов включает мягкий шлем с пластиковым забралом, защищающим лицо, тонкие войлочные перчатки с открытыми пальцами и защитную раковину на пах.

 

 

Автор: В. Лялько 

«Яростное каратэ» с забралом

 

«Великий путь»

 

 

«Яростное каратэ» с забралом

Дайдодзюку переводится с японского как "Искусство Великого Пути» ("Дай" - большой, "до" - путь, "дзюку" - искусство). Расширенный перевод понятия, согласно официальной идеологии и пропаганде направления, значит примерно следующее: "Нет ворот, выводящих на Великий Путь. Каждый должен построить их в своем сердце, и идти к совершенству собственной дорогой". Иными словами, приверженцы Дайдодзюку провозгласили название своего стиля (его «расширенное толкование») своеобразным девизом, «генеральной линией». Приверженцы Дайдодзюку также говорят: «Достижения в каком-либо роде искусства подразумевает наличие тайного смысла и секретной традиции. В некоторых додзё существует «закрытое» и так называемые «врата», «войти» в которые означает пройти процесс обучения. Множественные ответвления этих школ представляют различные интерпретации различных доктрин. «В школе Дайдодзюку, - указывает сэнсэй Адзума, - нет ни «закрытого», ни «врат». Большой путь не имеет ворот – вот философский смысл Дайдодзюку. В Дайдо нет тайного смысла. Чтобы уяснить это, необходимо держать свой дух на истинном пути»» (Цит. по - Валерий Осокин, «Боевое каратэ. Ступени большого пути». – Владивосток).  Ещё один (пропагандистский по своей сути) шаг – провозглашение идеи «Реальнее – только жизнь!». Действительно, правила соревнований по Дайдодзюку отличаются от правил многих других контактных единоборств довольно широким спектром разрешенных действий. Однако вернемся к истокам направления.