Оцука мечтал съездить на Окинаву, но Фунакоси отговорил его. Конечно, "основателю современного каратэ-до" было совершенно невыгодно , чтобы его ученики, посетив "колыбель" этого грозного воинского искусства, выяснили, каким бывает уровень многих других мастеров, среди которых Фунакоси не блистал. Причиной разрыва Оцуки и Фунакоси могла стать и та история, которую рассказывает Дзиро Оцука, сын мастера. По увольнении из банка Оцука получил довольно большое выходное пособие, из которого часть потратил на уплату членских взносов за занятия в группе Фунакоси, а оставшиеся деньги хотел оставить на постройку додзё для своего наставника. И он, и другие ученики копили деньги. Старшему сыну Гитина, Гийэю Фунакоси, требовались деньги, и немалые. Вот только не на постройку зала. Он много проиграл в азартных играх, поэтому выпрашивал взаймы у Оцуки. Тот собрал старших учеников и спросил у них, что бы каждый сделал в такой ситуации. Он решили, что дать взаймы можно, ведь это был сын их учителя. Но тут произошла крупная неприятность - Гийэй проиграл ещё больше и не вернул долга. Ему некуда было отступать, и он пустил слух, будто Оцука украл средства, предназначенные для строительства додзё. Фунакоси-отец просил Оцуку взять руководство над группой студентов одного из вузов, но его отговорил Гийэй. Сын мастера завидовал Хиронори и не мог допустить того, чтобы популярность ученика его отца была выше, чем его личная. Но на мастера каратэ Гийэй не сильно тянул, по крайней мере, сведений о нём, как о человеке, повлиявшем на развитие каратэ (кроме вышеупомянутой истории) о меня не дошло. Оцуке ничего не оставалось делать, как уйти. Это произошло в 1926 году. Создав и зарегистрировав свой стиль, Хиронори больше никогда не называл Фунакоси сэнсэем...

 

Однако, существуют и другие факты. Как рассказывают разные мастера, Оцука и Фунакоси спокойно и доброжелательно общались и в более поздние периоды, а Фунакоси иногда отправлял своих учеников учиться у Оцуки. Вот так всё запутано...

Согласно ещё одной версии, причиной расхождений стали прежде всего разногласия в понимании техники каратэ. Оцука, будучи мастером дзю-дзюцу, не мог тренировать исключительно ката и простейшие приёмы из раздела кихон-иппон-кумитэ. Фунакоси, по-видимому, слишком мало знал о реальной сути движений ката, и больше внимания уделял философской стороне вопроса, нежели аспектам самообороны. Ещё занимаясь с Фунакоси, Оцука ввёл раздел учебного спарринга якусоку-кумитэ, такие, например, как Идори-но-ката, Тати-ай-но-ката и Сирахатори-но-ката. В мае того же 1924 года он вместе с сэнсэем Фунакоси демонстрировали якусоку-кумитэ на публике.

 

Оцука также тренировался под руководством Тёки Мотобу, который "на дух не переносил" Фунакоси "с его танцами". Вот с ним-то Оцуке было действительно интересно позаниматься упражнениями, напрямую связанными с поединком. Масафуми Сиомицу, известный мастер Вадо-рю, рассказывал на своих семинарах, проводимых в Европе, что Оцука в свою очередь, научил Мотобу некоторым приёмам дзю-дзюцу.Мотобу, кстати, приходил "в гости" к Фунакоси и бросил ему вызов. Но в бой вступил не он, а дзюдоист, которого Тёки привёл с собой. Мотобу требовал, чтобы Гитин показал, как он может освобождаться от захватов. Дзюдоист (это был молодой, крепкий парень) схватил основателя Сётокана за отворот кимоно, а тот попытался ударами предплечий сбить захват, но безрезультатно. Зато Оцука восстановил престиж учителя, без труда одолев дзюдоиста. Но ведь он долго занимался дзю-дзюцу... В это время Оцука и решился практиковать свободный спарринг (дзию-кумитэ), которая вскоре овладела умами последователей каратэ других стилей. Кто был новатором, Оцука или Гогэн Ямагути (Годзю-рю), мне доподлинно неизвестно. Этот вопрос остаётся спорным. В любом случае, 30-ые годы ХХ века стали отправной точкой в развитии спортивного каратэ. Говорят, Гитин просто не мог переносить даже вида свободного кумитэ. Появившись однажды в одном из университетских клубов и увидев своих учеников спаррингующими в защитном снаряжении кэндо, он повернулся и вышел. Больше с этими людьми он не хотел общаться… Однако с Оцукой у него остались прежние дружеские отношения. Об этом говорят многочисленные фотографии.

 

Часть третья. Всегда ближе своё... В мае 1934 года мастер Оцука основал свою собственную организацию, которую назвал сначала "Дай-ниппон Каратэ Синко-кай", что в переводе означает "Всеяпонская ассоциация по пропаганде каратэ". Он смешал приёмы каратэ и дзю-дзюцу, а в 1940, когда Дай-ниппон Бутоку-кай потребовало зарегестрировать под отдельным названием каждый стиль каратэ, Эйити Эригути, директор ассоциации "Дай-ниппон каратэ Синко-кай", выбрал название "Вадо-рю". До этого Оцука называл свой стиль либо Вадо-рю каратэ-дзюцу, либо Вадо-рю дзюдзюцу кэмпо.

 

В 1938 году Оцука появился на страницах книги Накасонэ Гэнвы "Каратэ-до Тайкан" ("Энциклопедия каратэ"), где демонстрировал семь приёмов раздела тантодори (обезоружение противника, атакующего ножом). В книге, кстати, эти приёмы называются "Танкэн-дори-омотэ". Партнёром его был Тосио Като, его друг.Во время и после Второй Мировой Войны Оцука продолжал преподавать Вадо-рю. После того как американцы оккупировали Японию, был введён запрет на преподавание воинских искусств. Это не остановило Оцуку - он, как и другие представители каратэ, продолжал вести занятия в обстановке секретности, пока в 1951 году запрет не был отменён.За свою долгую жизнь Оцука получил множество титулов и наград. В 1938 году Бутоку-кай присвоила ему титул Рэнси, а 1942 - Кёси. В день рождения императора 29 апреля 1966 года он получил Орден Восходящего Солнца пятой степени и ещё одну медаль за огромный вклад в дело развития каратэ. 9 октября 1972 года Международная Федерация Воинских искусств "Кокусай Будо-ин" с г-ном Хигасикуни во главе присвоила ему 10 дан каратэ. Такого высокого звания до него удостоились Кюдзо Мифунэ, прославленный мастер дзюдо, и кэндоист Хакуко Накаяма. В январе 1982 года он скончался, незадолго до этого оставив на своём посту главы стиля своего сына Дзиро Оцуку, который принял имя Хиронори Оцука-II.