Несколько лет назад мы с учениками отправились в Бутоку-дэн в Киото на показательные выступления школ боевых искусств. Каратэ числилось в программе в разделе "Дзю-до". Я полюбопытствовал, кто еще примет участие в фестивале. И что я увидел? В программе были перечислены школы каратэ, о которых я в жизни не слышал. Когда дело дошло до выступлений, я вообще чуть было не потерял дар речи: ИХ каратэ было совсем НЕ каратэ. Я пришел в себя. Испытывая стыд и смущение, решил извиниться перед публикой. Ведь они только что принимали за каратэ то, что я, посвятивший этому искусству жизнь, не узнал и не мог считать таковым. И когда меня спрашивают, сколько стилей у каратэ, что я, по-вашему, должен отвечать? Перечислять это неизвестно что? Так врать непростительно.

 

Насколько мне известно, из прошлого до нас дошли два настоящих стиля: Годзю-Рю мастера Мияги и Сито-Рю мастера Мабуни. Я никогда не давал названия тому каратэ, которому обучаю сам. Некоторые мои ученики прозвали его Сетокан-Рю.

 

Если внимательно рассмотреть ката, их можно разделить на две категории. Ката первой категории - трудные и тяжелые. Они подходят тем, кто стремится накачать мускулатуру и набраться силы. Ката второй категории легкие и быстрые. В них главное - подвижность и скорость. Двигаться, как пушинка, может научиться каждый.

 

Наши "старики" относят первую категорию к стилю Серин-Рю, а вторую - к стилю Серей-Рю. Думаю, точнее употребить слово "фу" - разновидность, манера исполнения, а не "рю" - стиль. В любом случае, это деление достаточно условно: ката Серин состоят из медленных, как бы тяжелых движений, а ката Серей - из быстрых и легких. Два типа ката каждый отрабатывает и применяет на свое усмотрение. Но это не значит, что можно, а когда-то и нужно, заниматься одним в ущерб другому.

 

"Каратэ-до: мой путь"

Фунакоси Гитин

(Отрывок из книги)

 

Будь предельно серьезен на тренировке. Что бы ты ни делал, сидишь ли, стоишь ли, выполняешь ли упражнение, - ты должен постоянно помнить о противнике. В бою, нанося удар, ты не должен допускать ни тени сомнения, ибо один удар решает все. Если ты совершил ошибку - ты потерпишь поражение, погибнешь. Ты должен всегда помнить об этом.

 

Тренируйся с сердцем и душой, не теоретизируя. Часто неумение сосредоточиться приводит к поиску истины в словах и рассуждениях. Киба-дати, к примеру, внешне выглядит крайне просто, однако никто не может в совершенстве выполнить ее, даже если он занимается каждый день в течение года. Поэтому вздорными выглядят жалобы ученика после нескольких месяцев занятий на то, что он не может овладеть ката.

 

Каратэ-до состоит из большого числа ката, базовых движений и приемов, которые ученик не в состоянии освоить за короткий промежуток времени. Все приемы взаимосвязаны, и если до конца не понимать сути каждого из них, тебя ждет неудача на долгом пути.

 

Но если ты хорошо овладел одним приемом, то ты сможешь открыть для себя его взаимосвязь с другими. Ты должен понять, что все двадцать ката могут быть сведены к нескольким базовым. И если ты научишься мастерски выполнять одну из них, то вскоре ты сможешь понять и другие.

 

Избегай заносчивости и высокомерия. Человек, который публично заявляет о своих успехах, никогда не будет пользоваться уважением окружающих, даже если он действительно способности в каратэ-до, или в других видах воинских искусств. Тем абсурднее слышать самовосхваления человека, вовсе неспособного. В каратэ это делают обычно новички, которые не могут удержаться от соблазна похвастаться или показать чего-нибудь. Но, поступая так, они унижают не только себя, но и избранное ими искусство.

 

Следи за тем, насколько ты искренен в своих поступках и бери пример с того, что достойно похвалы в работе других. Как каратэка, ты должен внимательно наблюдать за другими. Когда ты что-то делаешь и видишь, что у других получается лучше, постарайся делать это также хорошо. В то же время спроси у себя: со всем ли возможным прилежанием ты трудишься. У каждого есть и хорошие качества и плохие. Благоразумный человек стремится к развитию лучших и избегает плохих.

 

Следуй правилам этикета в повседневной жизни, где бы то ни было. Принципиально важно точно соблюдать ритуал. Как правило, в воинских искусствах, и в каратэ-до в частности, ученики стремятся к прогрессу в технике, и, в конце концов, некоторые могут достичь более высокого уровня, нежели их наставники. Часто приходится слышать такие обращения к занимающимся, как "ученик", "младший". Между тем, наставник, использующий подобные выражения, рискует впасть в самодовольство, забывая при этом, что настанет день - и молодой человек, с которым он говорил пренебрежительно, не только достигнет его уровня, но и превзойдет его. И не только в каратэ, но и в любой другой области, где человек стремится к совершенству.

 

Никто не может достичь совершенства в каратэ-до до тех пор, пока не осознает, что каратэ-до есть еще и вера, и жизненный путь.