В мае 1922 г. Министерство Образования организовало, а главное, выделило деньги на Первую Ежегодную Спортивную Выставку. Ее провели в Оканомизу. Меня, как президента Ассоциации Боевых Искусств Окинавы, попросили использовать эту возможность и представить наш местный стиль самозащиты. Просьба исходила от Департамента по Делам Образования Окинавы.

 

Я охотно согласился и стал готовиться к поездке в Токио. Я всегда считал себя посредственным оратором, и все думал, как же мне рассказать огромной аудитории о боевом искусстве, о котором большинство не имеет ни малейшего представления. Думал, гадал и решил: возьму с собой фотографии - крупные планы ката, кумитэ, приемы для рук и ног. Так я и сделал. В столицу заявился с тремя огромными фото стендами.

 

Я планировал вернуться домой сразу после выставки. Но неожиданно в самый разгар ее работы мне принесли записку от Кано Дзигоро, известного мастера дзю-до. Он просил обучить его каратэ.

 

Я не считал, что достоин такой чести, и вежливо отказался, объясняя отказ необходимостью вернуться домой. Но попросил разрешения посетить додзе великого мастера до отъезда. Он ответил: "Я прошу Вас встретиться со мной. Пожалуйста, подождите два-три дня. Я хочу, чтобы с Вами увиделись все". Через три дня я пришел в додзе Кодокан, где встретился с лучшими мастерами дзю-до. Их было около сотни.

 

Со мной не было моих учеников, не было никого, кто мог бы помочь в показательных выступлениях. На мое счастье, в Токио оказался Гима Синкин, молодой тренер каратэ из Окинавы. Он согласился выступить со мной, мы вместе показали ката и кумитэ. Некоторые из них, особенно Канку, так поразили зрителей, что нас просили повторить все сначала много раз.

 

После выступлений началось обсуждение. Нас засыпали вопросами. Спрашивали все, и начинающие, и зрелые мастера дзю-до.

 

Позже остались одни "старики". Кано Сэнсэй спросил, сколько нужно времени, чтобы отработать все ката. Я ответил: год, а то и больше. "Я не смею просить Вас задержаться здесь на такой срок", - сказал он, - "Но я бы очень хотел, чтобы Вы научили меня хотя бы двум-трем основным ката". Я был польщен и тронут просьбой великого педагога и мастера в мире боевых искусств.

 

Планы мои побыстрее вернуться домой рухнули. Я стал давать уроки каратэ в додзе Кодокан и Военной Академии Тойамы. Прошло совсем немного времени, и меня начали приглашать на консультации самые разные организации. Вот некоторые из них. Объединение штангистов, Спортивная школа, клуб художников. Брать уроки каратэ пожелало и семейство Се, именитое и очень знатное.

 

Времени совсем не хватало. Но я чувствовал, что должен сделать все, что могу, ради каратэ-до. Я старался не пропустить ни одной встречи, успеть на все выступления и лекции. Постепенно увеличилось количество желающих пройти ускоренный (краткий) курс обучения. Самые серьезные и упорные из них стали моими учениками на многие годы.

 

Мне стали предлагать штатную работу в школах. Я был так занят, а дел впереди так много, что стало понятно: скоро вернуться домой мне не удастся.

 

Меня часто спрашивают: "Сколько существует стилей (разновидностей) каратэ?" Вопрос, на первый взгляд, простой. Но ответить на него сложно. Дело в том, что каратэ очень индивидуальный вид борьбы или спорта. Можно даже сказать, что у каждого каратиста свое каратэ. Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания - тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров, и идиосинкразия на определенные движения в ката. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова не верно и даже недостойно.

 

Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки дзю-дзюцу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того, ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэмпо. Будет жалко и стыдно, если их воспримут всерьез.

 

Слишком много развелось "мастеров каратэ", которых никто, кроме них самих, таковыми не считает. Бывает, является ко мне в додзе подобный господин и представляется: "Я лучший ученик Сэнсэя Имярек". Как правило, "лучший ученик" ничего, кроме амбиций, не имеет, у него нет даже посредственных навыков боевого мастерства. И чаще всего этих "мастеров" стоит пожалеть: они попросту обладают очень слабыми способностями. Можно только удивляться, как такой примитивный человек находит слова для саморекламы. И если таковые принимать всерьез, тогда количество стилей каратэ безгранично.