Конспирация коснулась не одного лишь каратэ. Кендо и другие боевые искусства тоже не предназначались для глаз чужаков. Но все это не шло ни в какое сравнение с тем, как оберегали островитяне каратэ. Накладывались самозапреты, давались обеты, писались обещания, заклинания и т.д. В годы реформ Мэйдзи (1868-1912 гг.) необходимость в конспирации отпала. Но по вековой традиции, укоренившейся в душах островитян, каратэ какое-то время все еще держали в секрете.

 

Ясно, что не было никаких додзе, не было и профессиональных тренеров. Знаменитый учитель Мацумура был офицером и состоял на службе короля Рюкю. Уехара, который, говорят, вызвал на поединок Мацумуру, был простым ремесленником, гравировал утварь из металла. Мастер Азато, который одарил меня теплом и доброй наукой, был тоноки (вроде английского лорда или владельца феодального поместья). Мастер Итосу, тоже мой дорогой учитель, служил личным секретарем императора.

 

Ни для одного из них, величайших мастеров боя, каратэ не стало профессией. Что поделаешь, такова история боевого искусства... Тот, кто преподавал каратэ, делал это из личных симпатий и интересов. Тот, кто учился каратэ - "из любви к искусству" в буквальном смысле слова.

 

Я был единственным учеником мастера Азато, которого в те годы считали величайшим знатоком каратэ. У мастера Итосу, кроме меня, учились еще два-три парня. В самом захудалом додзе сегодня студентов больше.

 

Обычай держать каратэ в тайне был в силе еще совсем недавно. Лет десять назад я получил такую записку: "Я знаю ката, которому никогда никого не учил. Хочу передать его Вам до того, как умру". Так писал какой-то господин из Окинавы. Я был очень тронут его словами, но, к сожалению, дела не позволяли мне съездить из Токио в Окинаву и обратно. Но как раз в это время моему сыну Гиго понадобилось побывать в Окинаве по делам. Я попросил его навестить того господина и выучить ката вместо меня.

 

Старик был страшно рад, когда приехал Гиго. Перед тем, как показать свое ката, он тщательно закрыл все двери и ставни, чтобы никто не подсмотрел. Урок был дан, старик сказал: "Теперь я умру в мире. Многие просили меня научить этому ката. Я отказывался. Один просто ходил за мной по пятам и просил, просил... Он так надоел мне, что я сдался. Но я изменил и характер ката, и главные его движения. Если возникнут сомнения или споры, скажи отцу: тебя я научил выполнять ката так, как надо". В годы моей юности такие эпизоды случались часто.

 

Этим отчасти можно объяснить, почему у одного ката бывает много разных версий. И еще. Каждый ученик всегда "примеряет" ката на себя. Отсюда и некоторые изменения, а то и искажения. Но об этом потом.

 

Каратэ-до Ньюмон.

Фунакоси Гитин

(Главы из книги)

"Китайская" рука, "пустая" рука.

 

В Окинаве в ходу были слова "Окинава-тэ" и "То-дэ". Уже в Токио и я сам, и мои ученики стали говорить "Каратэ-до". В книге "Каратэ-до Кехан" я уже подробно объяснял, почему появился новый термин. Но и сейчас не прочь рассказать об этих причинах. Итак:

 

1. Так как нет никаких письменных документов, мы не знаем, что означает "кара" в слове "каратэ". Его можно написать иероглифом "китайский" и иероглифом "пустой". Были времена, когда все китайское считалось лучшим. Тогда, говоря о чем-то прекрасном, пользовались первым иероглифом. Это отразилось и в названии боевого искусства. Слово "каратэ" начиналось с иероглифа "китайский", что придавало ему значение высшего класса и превосходности.

 

2. Такое написание может вызвать неразбериху. Каратэ начнут путать с китайским кэмпо. (И все же стоит признать, что каратэ Окинавы и сегодня сохранило некоторые ката, явно принадлежащие китайскому стилю боя).

 

Теперь, когда Япония стала нацией мира - а кто-то считает, нацией высшего порядка, - как-то не очень удобно использовать слово "китайский", говоря об уникальном военном искусстве Японии. "Кара" в значении "пустой", "безоружный", "безоружная самооборона" куда более подходяще.

 

Как в тихой, пустой долине резонируют даже самые слабые звуки, так избравший путь каратэ должен очиститься от эгоизма и корысти, чтобы стать внутренне свободным (пустым) и готовым реагировать на любую неожиданность. Вот истинный смысл слова "пустой" в каратэ.

 

Постигший бесконечность форм и элементов Вселенной понимает, что есть пустота; - она не что иное, как истинная форма Мироздания. Все виды боевого искусства - яри-дзюцу (бой копьем), бо-дзюцу (бой шестом), дзю-до, кэндо и так далее - основаны на единых с каратэ основополагающих принципах. Разница в том, что каратэ исчерпывающе определяет основной принцип всех боевых искусств. Форма заполняется пустотой, и пустота принимает форму. Использование иероглифа "пустой" в слове "каратэ" базируется на этом принципе.