Истории военного искусство Китая не меньше шести тысяч лет. Говорят, в годы правления легендарного Желтого Императора (Хуан-ти, приблизительно 2700 г. до нашей эры) солдаты отбивались от варваров-захватчиков острыми, как лезвие бритвы, мечами. И до рождения правящей династии Чжоу (1027 г. до н.э.) Китай был более чем беспокойной страной. Там то и дело вспыхивали войны между кочующими племенами. Само собой, тревожный образ жизни ставил народ перед необходимостью изобретать новые стратегии, новую технику боя: с врагом надо бороться, более того, его нужно победить. Эти боевые науки древности систематизировали три человека: Та-Шанг Лао-Чин, Тай Чен-дзэн и Юан Шит-Тьен. Они положили начало тому, что позже получило название Три Начальные Школы военного дела. Все три системы опробованы поколениями тех, кто изучал их, кто вносил что-то свое, новое, чего требовало время. Так век за веком древнее боевое искусство Китая превращалось в технику развитого благородного военного мастерства.

 

В период Трех Королевств (220-80 гг. до н.э.) в стране один за другим выросли три богатыря: Куан-Ю, Чанг Фэй и Чао Юн. Их сила и знание военного искусства сделали для страны столько, что трудно выразить словами. Особо знаменит подвиг Чао Юна: имея в руках одно копье, он обратил в бегство целое войско врага и освободил своего принца.

 

С тех пор в Китае появился неписаный закон: во главе государственной армии мог стать человек, который отлично знает военное дело, отличается здравомыслием и легко ориентируется в самых сложных боевых стратегиях.

 

Следующее тысячелетие стало периодом эволюции двух основных военных стилей. Их рождение и развитие наблюдали три королевские династии: Юань (1279-1368), Мин (1368- 1644), Цинь (1644-1912). Представители обеих школ военного искусства все эти годы боролись за первенство, оттачивали, совершенствовали свою технику. Этот процесс не мог не сопровождаться основанием множества дочерних школ двух главных направлений.

 

Стоит ли говорить, что Шанг Ву и Шаолинь - обе имеют и недостатки, и достоинства. Трудно, точнее, невозможно сказать, какая из них лучше.

 

В Китае обе школы популярны, и никогда ни одна из них не подвергалась гонениям. Нет, китайскими школами боевых искусств всегда гордились, как национальными традициями.

 

Школа, основанная Чжан Сан Фэном, опирается на силу "ци" ("ки" - в Японии). Тай-цзи, Син-и и Ба-гуа - школы-единомышленники Шанг Ву. В движениях спортсменов этого направления сразу чувствуется некая взрывная сила. Внешне это чрезвычайно эффектно. Действенно не менее: точный удар легко сбивает противника с ног.

 

Стиль Шаолинь иной. Его последователи чтят Да-мо (Бодхидхарму), считая именно его основателем школы. Здесь главный акцент - на технику рук и ног, приемы блокировки и нападения. Предусмотрена гибко-жесткая техника и длительно-краткая. Другими словами, приемы нападения, нанесения удара и приемы захвата.

 

Говорят, что Дамо прибыл в Китай из Индии. Путешествие его было трудным и опасным. Он пересекал широкие реки, шел по огромным равнинам, взбирался на высокие горы и отвесные скалы. Наконец, он попал в королевство императора Лианга. Ему-то путешественник и поведал о Пути и Законах Будды. В эру Куанга император Северного Уэй Хсайао Мин пригласил Дамо в монастырь Шаолинь провинции Хэнань проповедовать путь Будды.

 

Монахи падали в изнеможении на его занятиях. Тогда великий учитель говорил: "Закон Будды учит питать и крепить дух. Но дух и плоть едины. Их нельзя разъединить. Взгляните на себя: вы измучены, устали духовно и физически. В этом состоянии невозможно постигать путь Будды. Завтра рано утром мы начнем все сначала. Будем отрабатывать то, что не сумели сегодня". Тогда он учил монахов укреплять дух и плоть сутрами Экикин и Сензуй.

 

Сензуй очищает мысли, открывает мир в истинном свете. Экикин состоит из иероглифов "эки" (перемены) и "кин" (мускулы), приучает тело к дисциплине, делает его сильным и крепким. Тренируя тело путем, описанным в сутре Экикин, можно достичь силы королей мифического царства Дэвов. Очищая мысли путем сутры Сензуй, развиваешь силу воли и желание следовать духовным путем Будды.

 

Говорят, эти две сутры дают человеку такую мощь, что он может передвигать горы, а сила "ки" позволяет познать суть Вселенной.

 

Эта метода и легла в основу обучения военному искусству. Стиль Шаолиня быстро охватил весь Китай, да и сейчас он все еще в моде. Он пересек море, попал на острова Рюкю, где, видимо, слился с местным стилем боя, очень на кэмпо похожим.

 

Каратэ-до Ньюмон.

Фунакоси Гитин

(Главы из книги)

Каратэ на островах Рюкю.

 

Оружие на островах запретили. Занятия и тренировки по безоружному бою стали проводить тайно: жители Рюкю явно не хотели, чтобы стало известно даже о существовании подобного. Приемы боя, особенно имеющие отношение к каратэ, тщательно скрывали от пристальных глаз сюзеренов Садзумы.