ИСТОРИЯ КАРАТЭ

 

     Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад  .  Индийский монах Дхарма , бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь  , обучал его учеников методом  физической  тренировки  для  развития  умения терпеть ( выносливости )  и  физической  силы  ,  и  перенес  эту  суровую дисциплину как часть своей религии . Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны , и в то же время были  известны как искусство борьбы ( драки ) Шао Линя.  Благодаря  своей  эффективности, это  искусство  было  нужно  монахам  монастыря  для  защиты  от   набегов вооруженных кочевников . Не имея оружия , монахи  Шао  Линя  нашли  способ защитить себя и монастырь, изучая и  совершенствуя  искусство  рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба  распространилась  по  всей  территории  древнего Китая и всего Востока . Выходцы из Шао Линя,  оседая  на  новых  местах  , образовывая свои школы , совершенствуя это искусство. Так сложилась  целая система, названная позже У-ШУ ( европейское название - КУНГ-ФУ ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где  смешалось  с местными видами борьбы и еще  более  окрепло  в  результате  практического применения.  Окинава (что означает "веревка, извивающаяся в море") имеет площадь около 1,2 тыс.кв.км., причем длина острова примерно 100 км, а ширина в самом узком местевсего-навсего 8 км. Исторические документы свидетельствуют о том, что с 605 года окинавские общины платили дань китайскому императору, а с 698 года еще и японскому. Во время войны в Японии между кланами Тайра и Минамото, в 1165 году, князь Минамото-но Тамэтомо обосновался на Окинаве вместе с остатками своей разбитой дружины. Он женился на дочери одного из местных вождей, а их сын в 1187 году стал первым королем архипелага под именем Сюнтэн (или Сонтон). В свою очередь, трое сыновей Сюнтэна разделили после его смерти Окинаву на 3 независимых княжества, каждое из которых платило дань как Японии, так и Китаю.

В период между 1422 и 1429 годами все три княжества снова объединились в одно королевство под властью Сё Хаси (правил в 1421-1439 гг.), основателя династии Сё. Он проводил политику "открытых дверей", благодаря которой Окинава стала одним из важных центров международного судоходства и торговли. В результате постоянного присутствия иностранцев, окинавцы смогли познакомиться с различными школами боевых искусств Японии, Китая, Филлипин, Малайи, Индонезии.

В годы правления короля Сё Сина (1477-1526) было проведено разоружение населения архипелага. Таким образом король хотел поконьчить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами островитян, а также устранить возможность народных восстаний. Эту задачу он решил, но возникла другая проблема: население оказалось беззащитным перед террором пиратов ("вако") и местных разбойничьих шаек. Естественной реакцией жителей королевства стал рост интереса к методам рукопашного боя без оружия. Так родились два направления. Первое называлось "тэ", его практиковали местные аристократы и городские жители. Второе поначалу никак не называлось, и лишь позже получило название "кобудо". Его практиковали крестьяне и рыбаки. Соответственно, в первом варианте акцент делался на бой голыми руками, во втором - на использование в качестве оружия различных орудий труда. (весел, багров, мотыг, цепов, гарпунов, вил, лопат, серпов и т. д.). Но в том и в другом случае тренировки проводились тайно от королевских чиновников, в уединенных местах, чаще всего с наступлением темноты.

В 1609 году японский князь Симадзу Иэяса из клана Сацума высадился на Окинаве с 3-х тысячным войском. Небольшая окинавская армия была разбита, а собрать ополчение не удалось, ведь "настоящего" оружия ни у кого из подданых короля не имелось. Королевство оказались во власти оккупантов. В 1611 году по приказу Симадзу окинавский король был вынужден издать знаменитые "15 указов", установившие грабительские налоги, запретившие торговлю с иностранцами, обладание любым "железным" оружием, а также военные упражнения. Дошло до того, что в течение нескольких десятилетий в каждой деревне разрешалось имет всего один большой нож для разделки рыбы и животных, привязанный веревкой к столбу на площади в центре села!

Ответом окинавцев на издевательства и поборы окупантов явилось движение сопротивления. До массивного восстания дело не дошло, но столкновения с наиболее оголтелыми самураями были не редкостью. Поскольку окинавцы не имели ни копий, ни мечей, ни топоров, ни луков со стрелами, постольку вооруженным до зубов японским воинам они противопоставили свое умение сражаться голыми руками или с хозяйственными инструментами вместо "настоящего" оружия. В течение XVII - XVIII веков стили "тэ" и "ко-будо" слились с известными на остравах архипелага фрагментами китайских систем боя (то-тэ) и так родилось новое искусство, известное под названиями "окинава-тэ" (рука Окинавы) и "кара-тэ" (китайская рука). В начале XIX века школы этого боевого искусства практиковали члены тайных антияпонских обществ трех главных городов Окинавы. По их названиям варианты окинава-тэ или кара-тэ, получили известность как Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.

С 1871 года Япония начала вводить на Окинаве свое законодательство и систему образования, а также заменять чиновников местного управления на японцев. Это встретило ожесточенное сопротивление местных жителей. Начался новый период беспорядков, бунтов и убийств, заметную роль в которых сыграли члены тайных обществ. Тогда японцы в 1879 году увезли последнего окинавского короля (Сё Тая) Заложником в Токио, а само королевство превратили из автономного государства, находящегося в вассальной зависимости от метрополии, в 47-ю префектуру империи. Кроме того, благодаря буржуазным реформам 1872 года самураи лишились всех своих привилегий и были уравнены в правах с другими сословиями. В результате всех этих мер столкновения между самураями и окинавцами прекратились. Однако тайные общества остались, и члены их продолжали упорно заниматься каратэ и кобудо. В них окинавцы теперь видели источник, дающий силу национальному духу.