Отработав технику в зале, доведя ее до уверенного исполнения, выходите на улицу. Идите на стройку, в лес, на болото. Пусть на вас нападают сзади, сбоку, без предупреждения. Пусть нападают вдвоем, втроем. Пусть бьют реально, поэтому позаботьтесь о соответствующей защите. Но — после отработки в зале. Такие учения — необходимая часть обучения, без которой не стоит говорить об уверенном применении в реальном бою.

Самое смешное, что так тренировались только у нас — и то лишь потому, что не было денег на залы. И потому до сих пор большинство наших бойцов приводят иностранцев в дрожь.

Это что, секрет школы? Нет, это психологическая готовность к драке в любой момент и в любых условиях.

В чем же НА САМОМ ДЕЛЕ состоят секреты школ?

В методиках. В построении процесса обучения.

Важность правильной методики.

Вот вам еще один пример — другая ситуация с тем же плачевным результатом: прием вы не забыли, но СОМНЕВАЕТЕСЬ, что он окажет серьезное воздействие на «этого верзилу». В результате вы либо проводите его недостаточно быстро, либо недостаточно сильно, либо машете по воздуху на «безопасном» расстоянии, либо дергаетесь и суетитесь, афишируя свои планы всеми возможными способами — то есть, фактически делаете все, чтобы прием и в самом деле не получился. Он и не получится. А что сделает с вами «этот верзила», я думаю всем ясно…. Уж лучше бы вы просто стояли. Не стоит начинать то, чего не собираешься заканчивать.

В чем здесь причина? Да фактически в том же самом — прием не проработан. Только в этом случае речь идет не о том, что вы недостаточно долго над ним потели, а о недостатке в вашей методике каких-либо тренировочных аспектов. Например, вы недостаточно часто меняли партнеров и привыкли к внешнему виду и особенностям движений конкретного Васи или Коли (и такое бывает), или работали без движения партнера, и теперь он для вас все время стоит «чуть- чуть не так», — то есть, вы выучили внешнюю форму движения, но не научились чувствовать дистанцию и «развеску» партнера. Естественно, в этом случае найти оптимальный момент для атаки будет очень трудно. А как я уже писал однажды, действие, выполненное не к месту или не вовремя, фактически равносильно ошибке. И вы это подсознательно чувствуете — оттуда и ваша неуверенность, и нежелание делать этот прием «здесь и сейчас». А неуверенность, как правило, лишь усугубляет ситуацию, сбивая даже неплохо наработанную последовательность действий.

Как ни странно, такая «невозможность применить прием» часто встречается среди тех «восточников», которые твердо и неуклонно следуют каноническим методикам — и даже более чем искренне следуют им. Они работают, не жалея себя, — но причина неудачи оказывается фактически та же: недостаток каких-либо аспектов в отработке. То есть, можно сварить огромный котел борща, но если в нем не будет, скажем, соли, его вряд ли назовут вкусным. А в вашем случае мощнейшая атака может провалиться в пустоту, абсолютно верно заученное техническое действие может оказаться «подмогой» для неожиданной контратаки. Естественно, ваша вера после этого будет очень сильно подорвана: «Как же так? Я же все правильно делал!». Да, правильно. Но, продолжая все те же кулинарные сравнения, научившись филигранно чистить картошку, ты забыл от том, что в кастрюлю еще надо налить воды. И как бы ты не повышал свое мастерство в чистке картошки, вода от этого не появится — а стало быть, борща у тебя не получится, хоть ты там убейся над этой своей картошкой.

Так, например, айкидоки испытывают огромные затруднения в применении своей техники именно потому, что изначально отказались от атаки, сказав, что она противоречит духу айкидо. Это опять же ничто иное, как психологическая подготовка — но со знаком минус. Дух духом, философия философией, а только этим они изначально лишают себя возможности пресекать действия противника еще на фазе их подготовки, что зачастую было бы и выгоднее, и легче. Кроме того, благодаря постулату об «отсутствии атаки» они не могут правильно отработать и защитные действия — поскольку их партнеры из той же секции просто не могут атаковать их. Конечно, у них есть несколько «ритуальных» атак, среди которых особо примечательны рубящий удар ребром ладони сверху и захваты за кисти опущенных вниз рук. Только скажите — кто так атакует? И стоит ли выкручивать суставы человеку, который деликатно взял вас за ручку? Ну ладно — ситуации бывают разные — может вам и придется встретиться с такими уникумами, — но ожидать после этого, что отработанный на таких атаках захват и бросок сработает против нормального — то есть, резкого, хлесткого — прямого удара кулаком, было бы глупо.

Если хотите перехватывать нормальные удары — так тренируйтесь с самого начала именно на них. Начинайте медленно — но обязательно в конце концов доводите до реальной скорости и силы исполнения. А для того, чтобы вы тренировались правильно, ваш партнер должен уметь их делать не хуже любого боксера — то есть, для этого ему придется сотни и тысячи раз не только махнуть по воздуху, но и ударить по стенке, груше, лапам — и, пардон, по физиономии. Скорее всего, по вашей. Иначе он не прочувствует удара, — то есть не сможет интуитивно наносить его с верной дистанции, с нужной развеской и вложением. Не сможет свободно и непринужденно передвигаться вокруг вас. Да, согласен, при такой отработке мы довольно много времени посвятим «не айкидо» и очень сильно отойдем от священных канонов О-сэнсэя, но зато в результате мы научимся перехватывать именно то, что чаще всего в нас летит. А если мы умеем перехватывать такие удары, да еще уверенно — вот тогда можно и вернуться к канонам, поскольку с момента перехвата можно и нужно крутить руки точно «по Уэсибе». Потому что теперь это выгодно и очень кстати. Кстати сказать, указанный выше недостаток в том айкидо, которое наиболее широко распространяется сегодня, вовсе не вина айки-дедушки. Уж в его-то системе атаки присутствовали, и в огромном количестве, причем с солидным уровнем наработки. Дело в том, что Уэсиба был ФЕХТОВАЛЬЩИКОМ, — причем опытнейшим, владевшим техникой как минимум четырех школ. От фехтования он и шел — все перемещения айкидо, все положения рук именно фехтовальные. Не говоря уж и о том, что после махания долгие дни напролет тяжелой палкой ваши предплечья и запястья весьма и весьма укрепляются, практически все ученики Уэсибы пишут о том, что для того, чтобы удачно применять айкидо, «необходимо предварительно хотя бы около трех лет заниматься субури» — то есть рубкой на мечах. Но у современных айкидок ручки, как правило, мягкие, без характерных «фехтовальных» мозолей, а это самое субури превратилось в ту же церемонно-ритуальную «подачу» палок друг другу — а во многих школах вообще пропало. То есть, полноценной проработки фехтовальных техник не стало, нормального, СВОБОДНОГО ФЕХТОВАЛЬНОГО ПОЕДИНКА не стало — а следовательно, пропала возможность научиться чувствовать противника — и себя — в экстремальной ситуации. Если так уж боялись получить по голове, могли бы надеть шлемы, перчатки — вон, кэндоки так делают и все живы-здоровы — но вместо этого решили пожертвовать реальностью боя. Каких же результатов вы хотите, если ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ техники отрабатываете только в условном варианте? Откуда возьмется та самая необходимая связь с реальностью? Та самая психологическая подготовка?