Ката в Дзигэн-рю разделены на 4 ступени, всего же их 12 (на самом деле, с учетом различных вариаций, значительно больше). Практикуя их, ученик постигает принципы реального боя и формирует ценные навыки. С точки зрения методики, Дзигэн-рю чрезвычайно близка каратэдо. Действительно, разве не являются фундаментом современной методики каратэдо акцент на развитие силы, позволяющей сразить врага одним ударом, и постижение принципов реального боя с помощью практики ката? Полагают, что идея характерной для каратэдо закалки ударных частей с помощью макивары - столба, обмотанного рисовой соломой, - также позаимствована из практики татикиути школы Дзигэн-рю. Поскольку в это же время были разработаны и различные ката, отражающие специфику различных технических приемов, по-видимому, можно предполагать, что занятия искусством меча Мацумура Сокон позволили ему совершить настоящую революцию в каратэдо.
Старое японское искусство меча кэндзюцу (которое весьма сильно отличается от современного кэндо, где сражаются на бамбуковых мечах - синаях) - это искусство, в котором изучаются эффективные приемы поражения противника главным образом с помощью меча. Кэндзюцу, в котором имеется богатый технический арсенал и разработанная методика обучения, предполагает обучение действиям в самых разных ситуациях и условиях.
Существует множество школ кэндзюцу. Большинство их зародилось в эпоху Сражающихся княжеств (Сэнгоку-дзидай; 1467-1568), но с наступлением мирной эпохи Токугава (1603-1867) эти школы, чтобы подчеркнуть свою специфику, занялись теоретизированием и приукрашательством. В результате сложилась ситуация, когда подлинное искусство оказалось перемешанным с подделками. В дальнейшем, в конце эпохи Токугава большинство школ пришли в упадок, выживали только те школы, которые обладали действительно богатым содержанием.
Среди тех школ кэндзюцу, которые сохранились до наших дней, есть и школы, обладающие действительно большой боевой эффективностью, и школы, представляющие собой род традиционного искусства, которое может быть названо воинским лишь формально. Определить подлинную школу воинского искусства можно только по уровню знаний и мастерства людей, которые ее практикуют, но, поскольку люди, занимающиеся преимущественно каратэ, просто не имеют возможности тратить свое время на разбор, что есть что, мы полагаем целесообразным включить в программу обучения Федерации Кёкусин каратэдо Кёкусинкан ряд элементов кэндзюцу, наиболее близких к технике Кёкусин.
Когда мы говорим о тренировках кэндзюцу, мы должны иметь в виду, что они не сводятся только к упражнениям в махах мечом. Обычно в традиционных школах боевых искусств начинают с изучения базовой техники фехтования мечом, затем изучают технику боя коротким мечом кодати, полицейской дубинкой дзиттэ, тростью дзё, палкой бо, копьем яри, алебардой нагината, приемы выхватывания меча из ножен для защиты от неожиданного нападения или для внезапной атаки иай и рукопашного боя без оружия дзюдзюцу и т.д., а затем, уже на новом уровне, возвращаются к технике фехтования мечом.
У каждой школы есть свои специфические приемы боя оружием, но, как правило, традиционная школа обязательно включает технику боя коротким оружием (меч и др.), древковым оружием (палка и т.д.) и дзюдзюцу. При этом целью является вовсе не изучение большого количества приемов или дисциплин, такая методика позволяет ученику понять, что владение приемами манипулирования мечом позволяет использовать любые другие виды холодного оружия, постичь на собственном опыте, что именно искусство меча является первоисточником для всех боевых искусств. Конечной целью практики является совершенное владение телом, достигаемое посредством упражнений с мечом, которые позволяют переступить через границы только собственно фехтования и достичь состояния, которое в школе Ягю синкагэ-рю обозначается термином "муто-дори" - дословно "отъем меча", то есть через практику боя с оружием достичь уровня, когда мастер способен голыми руками обезвредить вооруженного противника. Вероятно, к тому же должна вести и практика ката каратэ.
В этой перспективе для каратиста изучение техники боя с оружием представляет интерес не с точки зрения повышения боевой эффективности каратэ за счет применения оружия, а с точки зрения углубления в понимании принципов управления телом посредством упражнений с оружием; целью, видимо, должно быть овладение искусством "движения" вообще, выходящим за пределы умения только манипулировать оружием. Древние учат, "оружие - это продолжение рук", поэтому, когда мы говорим об изучении техники боя оружием, речь идет не о том, чтобы злоупотреблять той силой, которую дает оружие, а о том, чтобы, овладев техникой боя с применением оружия, научиться двигаться вообще, а не только с конкретным оружием.
В настоящее время мы в Кёкусин-кан организуем серию семинаров, предназначенных для начинающих изучать технику боя оружием. При этом мы рассчитываем на понимание изложенной выше концепции и надеемся, что занимающиеся каратэ Кёкусин проявят серьезный интерес к кэндзюцу. Основатель школы Сито-рю, сэнсэй Мабуни Кэнва тоже говорил: "Все окинавские виды оружия предназначены для ведения боя с противником, вооруженным мечом. И техника боя палкой, и техника боя сай рассчитаны на бой против меча. Поэтому знание техники боя окинавскими видами оружия напрямую связано со знанием искусства фехтования мечом".
Однако мы не ставим своей целью "вгрызться" в искусство кэндзюцу, мы считаем, что каратисты должны просто изучать базовую технику работы мечом, чтобы далее совершенствоваться в старом окинавском искусстве боя палкой бодзюцу.
В старом окинавском искусстве боя палкой также выделяются несколько стилей, в которых технические действия даже в одних и тех же ката могут выполняться совершенно по-разному. Авторы, исходя из личного опыта, полагают, что наиболее совершенной из всех школ боя длинным древковым оружия является школа искусства дзёдзюцу (бой тростью, короткой палкой длиной около 120 см - А. Г.) Синто мусо-рю. Поэтому мы хотим познакомить своих учеников с теми ката, в которых представлены технические действия, наиболее близкие к Синто мусо-рю.