Рояма Хацуо, Окадзаки Хирото

МЕЧ - КОРЕНЬ ОРУЖИЯ, МЕЧ - ВЕРШИНА ОРУЖИЯ

Для каждого изучающего каратэ-до овладение приемами боя с использованием различных видов оружия является совершенно обязательным, не случайно исстари приемы боя голыми руками и приемы боя оружием сравнивали с двумя колесами одной повозки. Однако на практике получило распространение совершенно неверное представление о каратэдо как об "искусстве боя голыми руками", что привело к одностороннему крену в методике и программе тренировок в сторону изучения приемов боя только голыми руками.

В каратэ Кёкусин первоначально также практиковались приемы боя с различными видами оружия, но позднее, когда особую популярность завоевали состязания по кумитэ, среди занимающихся Кёкусин интерес к изучению приемов боя с оружием чрезвычайно снизился, что является бесспорным фактом. Причем это характерно не только для каратэ Кёкусин, а вообще для всех организаций, в которых главную роль играют состязания в кумитэ.

Широкое распространение соревнований по кумитэ как соревнований, в которых могут массово участвовать представители самых разных возрастов обоих полов, которые позволяют, с одной стороны, прививать реальные боевые навыки, а, с другой, гарантируют достаточно высокую степень безопасности участников, что мы наблюдаем в наши дни, вне зависимости от используемых в этих соревнованиях правил, без преувеличения является важным шагом в развитии каратэдо. Это чрезвычайно значимое достижение в деле общественного признания и распространения каратэдо, и мы полагаем, что этого вектора развития каратэ должно держаться и в дальнейшем.

С другой стороны, неоспоримым фактом является и то, что среди занимающихся каратэдо постепенно усиливается интерес и к каратэдо как к боевому искусству. А боевое искусство есть не что иное как искусство убивать, техника ведения боя не на жизнь, а на смерть.

В последнее время очень широкое хождение получило слово "реальный бой", именно так описывают свои поединки представители различных единоборств, которые проводятся по самым разным правилам. Однако, какими бы ни были эти правила, сам факт проведения соревновательных поединков свидетельствует, что эти "реальные бои" таковыми вовсе не являются. Эти бои могут проводиться с самыми различными допущениями, например, в них могут быть разрешены удары руками в голову, броски, борьба в партере, но уже одно то, что такие бои всегда проходят один на один и без применения оружия, не позволяет рассматривать их как "реальные бои". Как бы то ни было, ни одно состязательное единоборство не может освободиться от необходимости гарантировать определенный уровень безопасности бойцов, и те правила поединков, которые в настоящее время распространены по всей стране, в той или иной степени обеспечивают соблюдение этого требования.

Говоря о настоящем "реальном бое", мы должны исходить из того, что противник вовсе не обязательно будет безоружным и что он скорее всего будет не один. Иными словами, речь идет о совершенно иной сфере, нежели спортивные единоборства.

Соответственно, приемы "реального боя" - это нечто, что каждый человек сам, исходя из своего понимания того, что есть такое "реальный бой", включает в программу своих занятий, а своего рода вехами на этом пути служат ката, дошедшие до нас из древности. Ката сконцентрировали в себе те технические приемы, которые реально применялись в ту эпоху, когда действительно происходили "реальные рукопашные бои".

О ката каратэ мы говорим в другом месте, а здесь хотелось бы рассмотреть вопрос о взаимосвязи процесса формирования каратэ и развития техники боя различными видами оружия.

Современное каратэдо генетически связано с несколькими направлениями боевого искусства. Одно из этих направлений - Сюритэ - сложилось в конце эпохи Эдо (1603-1867), когда окинавец Сакугава Канга синтезировал китайское кэмпо и окинавское боевое искусство тэ и заложил технический фундамент современного каратэдо. Его ученик Мацумура Сокон изучал северные стили китайского кэмпо и японскую сацумскую школу искусства меча Дзигэн-рю и, привнеся из них отдельные технические элементы и методики тренировки, завершил становление Сюритэ. И Сакугава, и Мацумура были отличными мастерами в искусстве оружейного боя, вплоть до наших дней сохранились разработанные ими ката - Сакугава-но кон с палкой и Мацумура-но сай с металлическим жезлом в виде трезубца. К их же традиции относятся такие ката каратэ, как Кусанку, Пассай, Найфантин и другие.

Нам хотелось бы особо подчеркнуть тот факт, что Мацумура Сокон был удостоен высшего мастерского сертификата о "полной передаче учения" (мэнкё кайдэн) в школе Дзигэн-рю. Так почему же великий мастер каратэ уделил столько внимания занятиям фехтованием?

Дело в том, что все самураи княжества Сацума, которое в те времена владычествовало над Окинавой (в тот период называлась Рюкю), владели искусством меча Дзигэн-рю, и для окинавских воинов, мастеров боевых искусств, лишенных оружия, важнейшей целью подготовки являлась как раз способность противостоять прекрасно подготовленным и вооруженным воинам Сацумы (другой целью являлась защита купеческих кораблей от нападений пиратов).

Особенностью школы Дзигэн-рю является наращивание силы удара мечом с помощью методики татикиути - многократных ударов тренировочным деревянным мечом по столбу. Эта методика позволяет достичь такого мастерства, когда противника можно сразить одним ударом меча. В 1877 году во время так называемой Юго-Западной войны (имеется в виду самурайское восстание в Сацума под руководством Сайго Такамори - А. Г.) отряд меченосцев из сацумских самураев продемонстрировал свое подавляющее превосходство в рукопашном бою.

Однако, хотя при описании Дзигэн-рю многие склонны выделять в качестве ее специфики одну лишь силу удара, в действительности, фундаментом такого удара является не только сила рук, но и тончайший контроль за дыханием и тонкое чувство дистанции, причем для формирования этих качеств используются многочисленные ката.