Философия идущим по пути.
Додзё в переводе с японского означает «место Пути» - основного Пути жизни и смерти, который управляет природой и вселенной. Мы откроем для себя этот Путь через занятия в додзё. Додзё является космосом в миниатюре, в котором мы соприкасаемся с самими собой, со своими страхами, желаниями, устремлениями и привычками. Это место, в котором мы за короткое время можем узнать очень многое о том, кто мы есть, и как мы живем в этом мире.
Хорошее додзё - это и школа, и тренировочный зал, и храм. Основная задача занятий в додзё заключается в том, чтобы тренировать тело, разум и дух одновременно. Здесь на помощь приходит кэйко (упражнение, тренировка). Древние мастера подчеркивали значимость четырех добродетелей кэйко: храбрости, мудрости, любви и сочувствия.
Храбрость идет первой, поскольку мы должны быть достаточно сильными и решительными, чтобы непреклонно посвятить себя практике. Мудрость, приобретаемая посредством медитации и всестороннего изучения, дает нам возможность принимать разумные решения и сохранять правильный взгляд на вещи. Когда практика человека основательна и сбалансирована, между учителем и учениками возникает естественная любовь. Мы также испытываем любовь к своему Пути и становимся абсолютно ему преданными. На самых высших уровнях практики возникает глубокое сочувствие ко всем созданиям, одновременно с надеждой, что все остальные тоже последуют Путем до конца.
Главное в додзё - ваш внутренний настрой, неразрывно связанный с гармонизацией тела, разума и духа. По мере постижения этой гармонии, она распространяется на все, что вы делаете. Другими словами, все, чему вы научитесь в этом додзё, пригодится вам в работе, учебе, спорте и в отношениях с другими людьми.
Смысл занятий в додзё заключается в том, чтобы тренироваться и испытывать. Только через опыт собственных чувств мы действительно обретаем мудрость. Единственный способ обучения - прямой опыт собственного тела. Учиться через опыт - это и есть Путь. В дзэне есть такой афоризм: Путь нельзя изучить, по нему можно только идти.
Каждый начинающий надевает белый пояс. Белый пояс не означает, что вы новичок, хотя и в этом тоже нет ничего предосудительного. На самом деле, новички имеют много преимуществ перед теми, кто пришел из других школ и вынужден будет, вероятно, отучать себя от некоторых способов мышления. Белый пояс означает только то, что вы хотите постичь Путь.
Новички обычно спрашивают: Как скоро я получу черный пояс? Единственный ответ: никак нельзя получить черный пояс, пока задаешь этот вопрос. Одержимый конечной целью теряет фокус, смещает его туда, где сам не находится. Единственный способ двигаться по Пути - вкладывать все в этот шаг, прямо сейчас. Те, кто не жалеют времени и усилий, однажды обнаружат, что их пояс так потерт и испачкан, что фактически превратился в черный. Только черный пояс - не цель и не завершение Пути, а только веха на нем. Истинный Путь требует от черного пояса удвоить усилия и учиться до тех пор, пока пояс не износится и не полиняет до такой степени, что потеряет цвет и снова превратится в белый. Только через полный круг ? от белого к черному, от черного к белому ? можно познать глубину Пути.
Продвижение по Пути делится на пять этапов.
Первый этап - БЕЛЫЙ ПОЯС - это настройка ума на начало Пути, которая должна сохраняться на всех последующих этапах. Для этого желательно обрести состояние ребенка, который только начал постигать мир, ведь ребенок живет в «абсолютном настоящем», о котором он ничего не знает и потому совершенно в нем не заинтересован.
Второй этап - ОТ БЕЛОГО ПОЯСА - К ЧЕРНОМУ - посвящается изучению специальных упражнений и дисциплины, которые необходимы для продвижения по Пути.
Третий этап - ЧЕРНЫЙ ПОЯС - определяет стандарты совершенства и ответственности. Это тот уровень, где тело, разум и дух начинают сливаться воедино.
Четвертый этап - ОТ ЧЕРНОГО ПОЯСА - К БЕЛОМУ - посвящен исследованию барьера, который возникает после достижения технического совершенства и препятствует углубленному пониманию Пути.
Пятый этап - БЕЛЫЙ ПОЯС - открывает истинный Путь.
Филип Тосио Судо
Дух
Тело должно приобрести собственный разум. Мышцы должны научиться новой дисциплине движений. Физические препятствия ставят проблемы и перед рассудком: нужно бороться с болью, усталостью, сомнением в собственных силах. И без выработки определенной умственной силы продвижение по Пути становится невозможным. Используйте тренировки для укрепления духа.
Когда тело вовлекается в какую-то новую деятельность, оно требует внимания рассудка: нужно сосредоточиться, определить направление, найти решение. И наоборот, когда тело устает от деятельности, рассудок обязан вооружить мышцы дисциплиной и выносливостью. Это основной принцип сюгё.
Разочарование наступает как следствие того, что тело не может выполнить указания ума, или же ум не может определить, чего ему требовать от тела. Такие столкновения между умом и телом являются естественной частью тренировки. Они ставят нас лицом к лицу с нашими побуждениями и нашими ограничениями: зачем мы отдаем столько часов этому занятию? Почему мы хотим того, чего хотим? Готовы ли принести необходимые для прогресса жертвы? Не требуем ли мы от своего тела больше, чем оно может дать? От ответов на эти вопросы зависит наше продвижение по Пути.