Данный набор приемов самозащиты позволяет, не применяя особых усилий, нейтрализовать атаку противника, но НЕ ГАРАНТИРУЕТ победу над ним. Эти приёмы хорошо работают в том случае, если уровень техники противника существенно ниже, чем защищающегося, либо когда противник не особо ожидает сопротивления. Применять подобные приёмы против серьёзного противника и во время соревнований не имеет особого смысла." - в этом отрывке идет речь о техниках, применяемых в айкидо.
Это один из крайних случаев, но не лучше и те стереотипы, которые "вбивают" в нас другие школы боевых искусств.
Два моих друга - один боксер, другой дзюдоист, добились неплохих результатов в своих видах, но их спарринг выглядел очень смешно. Сначала боксер танцевал вокруг стоящего с растопыренными руками дзюдоиста и осыпал его ударами, как грушу, а потом, когда дзюдоисту удавалось схватить боксера, тот уже оказывал сопротивления не больше, чем борцовский мешок, летая туда, куда бросал его дзюдоист. И это даже не в первый или десятый их "бой", но все время, сколько это продолжалось. Прогресс боксера выражался в том, что он дольше ускользал от захватов, дзюдоист же научился прорываться к боксеру сквозь град ударов и стал захватывать руки боксера. Тоже, конечно прогресс. Не берусь судить чем бы кончился бой любого из них с отморозком, целью боя которого является покалечить или убить противника.
То же мы можем наблюдать и на аренах боев различных федераций, в которых участвуют бойцы разных направлений. Об ограничениях "боев без правил" тоже написано достаточно много. Как и о том, насколько ограничен ударник в своих техниках на этих аренах по сравнению с борцом. В любом случае стереотипы, выработанные в тренировочных спаррингах мешают в реальном бою.
Начнем с конца: вы скорее всего обозначите добивание, вместо того, чтобы добить противника. Или положив противника на лопатки не будете знать, что с ним делать дальше. Или прервете проведение болевого приема, когда он постучит вам по плечу. Болевые вообще требуют отдельного разговора. Поверьте, их не так легко привести к логичному завершению - то есть к вывиху или перелому. Как средство контроля противника они, безусловно, хороши, но как средство закончить схватку...
Не помню, где я вычитал эту историю, так что приведу ее здесь без указания источников в своем пересказе.
Хулиган рассказывает о своей драке с дзюдоистом. "Дал ему по голове - а ему хоть бы что - схватил меня и выкрутил руку. Я ору "ой больно! Отпусти!" - Он отпустил - "Ты чего орешь как баба?" - спрашивает - я его опять по голове - он меня опять схватил. Заорал он и отпустил. Я его опять ударил. Он снова руку выкрутил - кричу "отпусти" - опять отпустил. Я Еще раз ударил. Здоровый мужик попался - всю руку о него отбил пока вырубил... "
Но вернемся к философии боевых искусств.
Мировоззрение адепта боевых искусств, естественно основывается на той философской системе, которой придерживался основатель школы, его учителя и окружающие его люди. Так в качестве "строительного материала" для создания собственно философии боевого искусства использовались и Дзен, и даосизм, христианская мистика и марксистско-ленинская философии. Но в результате от первоначальной философии остается терминология и методология, а взгляд на мир и на место в нем адепта боевых искусств зависит а первую очередь от рисунка боя и понимания (или не понимания) того что в повседневной жизни, при общении с другими людьми он в большей или меньшей мере пользуется той же тактикой и стратегией что и в бою. Следует оговориться, что в данном случае под адептом боевых искусств я подразумеваю не того, кто время от времени присутствует в зале, пусть и много лет, но того кто действительно посвятил себя служению этому Искусству. Хотя подвижки в мировоззрении начинают происходить у людей гораздо раньше, чем они становятся фанатами, но только у тех которые фанатами становятся.
Рисунок боя и есть основа мировоззрения адепта того или иного вида боевых искусств. И чем меньше в том или ином виде эстетических и философских элементов, чем более утилитарным он является. Тем беднее мировоззрение его адепта. Опять же на крайних полюсах этого конфликта мы видим с одной стороны айкидо - с его утверждением, что врага и противника нет в принципе и человек должен стремится к гармонии со Вселенной и любое действие должно быть направлено лишь на поддержание этой гармонии, а с другой стороны коротенький набор рецептов с рефреном "Убей или умри", которые подчас выдаются за "самый эффективный способ самообороны". Самый эффективный способ самообороны - быстро бегать. Да и самый надежный к тому же. Хотя выражение "Пуля догонит" может подвергнуть сомнение мое утверждение, но с другой стороны еще ни один адепт "железной рубашки" не смог остановить пулю лбом. Хотя многие пытались. Кому интересно - пусть обратится к истории "боксерского восстания" в Китае и роли в нем мастеров боевых искусств.
Если мы уже обратились к истории, то стоит вспомнить и о другой стороне философии боевых искусств - точнее о боевом искусстве, как практическом приложении той или иной философии - даже не знаю как описывать это явление - как ответвления различных философско-этических и религиозных течений или как ответвления направлений боевых искусств. Ведь зачастую только так и происходило сохранение и передача Знания - в форме религии. Изучая философию и изучая военную тактику мы всегда обращаемся к одним и тем же периодам истории - Греция, Рим, Китай или мусульманский Восток - все они известны не только своими философскими учениями, но и победами своего оружия. Монахи-воины Шаолиня, асассины, монахи рыцарских орденов - все они были проводниками своих религиозных и философских взглядов, силой, которая несла и распространяла их идеи по странам и континентам. Ни одна философская система не могла распространятся не имея за собой силы своих воинов. Не имея людей, готовых отдать жизнь за свои убеждения. Пусть даже их рисунок боя - полное непротивление.